Главная      |      Все туры      |      О нас
 

 

 

Туристическая фирма "ИДНИ"  

тел.: (495) 232-94-60 - многоканальный

Горы Крыма: Отдых и путевки в Крым.

Классификация отдыха в Крыму

Крым по алфавиту Крым по алфавиту
Крыма по географии  Крыма по географии
Пансионаты по стоимости Пансионаты по стоимости
Пансионаты по типу Пансионаты по типу
Все пансионаты Крыма Все пансионаты Крыма

Санатории и отели Крыма

Отдых высокого уровня

 

Отдых по регионам Крыма

 

Санатории и отели Южного Крыма

 

Санатории и отели Ялты

 

Санатории и отели Западного Крыма

 

Санатории и отели Восточного Крыма


 

Спецпредложения:


САКИ: лечение и отдых

Санатории Саки:
"им.Пирогова" санаторий
"Полтава" санаторий
"Сакский" военный санаторий
"Сакрополь" санаторий
"Юрмино" пансионат


Карта Крыма Карта Крыма
Погода в Крыму  Погода в Крыму

 

 

Контакты

 

Горы - достояние Южного берега Крыма: лечечение и отдых в Крыму.  

Все ученые сходятся во мнении, что именно горы делают климат Крыма столь неповторимо целебным.

Миллионы людей со всего света — отдыхающие и туристы — ежегодно устремляются в Крым, в долгожданное путешествие к “самому синему в мире” Черному морю. Их путь - по многочисленным дорогам и тропам, ведущим через вереницу гор Главной Крымской гряды на вечно юное, цветущее Южнобережье.

Все эти дороги проходят, как правило, через природные пониженин в горах - перевалы, или, как их называют в Крыму, богазы, т.е. горные проходы ( “богаз” в переводе с крымскотатарского языка означает дословно “горло”, “горловина”, “горный проход”.- А.Е.). Горные перевалы — это своеобразные парадные ворота Южнобережья. Именно они первыми встречают гостей Южного берега Крыма, широко и неожиданно распахивая перед ними волшебную панораму скалистых горных амфитеатров, окаймляющих гулкие морские заливы. Перевалы последними провожают тех, кто покидает Южный берег, неслышно и бережно затворяя за ними дверь, ведущую в сказку...

У перевалов, как и у людей, разные судьбы. Одни из перевалов Крыма - древние пути человечества, давно забывшие звуки человеческих шагов... Через другие по современным автострадам мчатся автомобили и даже совсем уж “городские” троллейбусы...

Что же такое перевалы и перевалы Крыма в частности?

Любой словарь-справочник географических терминов даст нам точное и исчерпывающее определение этого понятия: “Перевалы - это понижения гребня горного хребта, к которому по обоим склонам обычно подходят верховья долин рек и их притоков. Перевалы служат местами наиболее легкого и удобного перехода из одной горной долины в другую”.

Кажется, все просто и ясно. Однако за лаконичной фразой из справочника скрываются еще и крутые щебнистые тропы, грохот неистовых горных рек, свист ледяного ветра... А еще - нестерпимая жажда в летний зной, белое безмолвие зимних снегов и, конечно, радость преодоления, открытия.

Освоение людьми горных районов мира всегда было связано, в первую очередь, с использованием перевалов. Не случайно многие горные проходы стали поистине историческими, магистральными путями для целых народов и цивилизаций, навеки остались своеобразными вехами в долгой и сложной истории человечества. Именно у горных перевалов взаимопроникновение разнонаправленных потоков культур, рас и языков (как считал профессор Н. А. Гвоздецкий - выдающийся отечественный исследователь гор и научный “крестный отец” одного из авторов) выступало объединяющим, синтезирующим их началом...

Действительно, есть перевалы, уже одно имя которых - история...

Достаточно вспомнить знаменитый караванный путь из Индии в Тибет, который поднимался на гималайский перевал Нангпа-Ла высотой 5716 м; через заоблачные перевалы Восточного Памира, на высоте более 4 тысяч метров, проходил Великий шелковый путь из Китая в страны Центральной Азии. Нельзя не упомянуть затерявшиеся в ледяных лабиринтах Гималаев и Каракорума высочайшие перевалы планеты Сангмо-Бертик (5819 м) и Каракорум (5575 м), которые ценой невероятных усилий преодолел во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг. русский путешественник, ученый и художник Н. К. Рерих. Широко известны альпийские перевалы Коль дю Клапье (2786 м), через который зимой 218 г. до н.э. карфагенский полководец Ганнибал провел армию из 50 тысяч пеших воинов, 9 тысяч всадников и 37 слонов, чтобы неожиданно ударить по римлянам с севера, и Сен-Готард (2108 м), по которому во время Швейцарского похода в 1799 г. совершили труднейший, почти невозможный переход “чудо-богатыри”, русские солдаты А. В. Суворова. Вспомним и драматически описанный в произведениях Джека Лондона североамериканский перевал Чилкут: по нему в самом начале XX века в долину реки Юкон, на Клондайк, хлынул нескончаемый поток золотоискателей и авантюристов. Кровью и бессмертной славой покрыли героические защитники Кавказа скалы Марухского (2739 м) и Клухорского (2781 м) перевалов, перевалов 4 Донгуз-Орун (3200) и Бечо (3375 м). По ним в 1942 г. Горстка военных альпинистов увела через Главный Кавказский хребет, спасая от фашистов, тысячи женщин, стариков и детей - жителей Баксанского ущелья...

Разумеется, крымские перевалы гораздо менее известны. Во всяком случае, в мировой табели о рангах они наверняка заняли бы более чем скромное место.

Отчасти это и понятно - даже наиболее высокие из перевалов Горного Крыма едва превышают по высоте тысячу метров над уровнем моря, а благоприятные климатические условия (Южный берег Крыма - самый теплый регион Украины) делают их доступными для восхождений почти в любое время года. И тем не менее можно смело утверждать, что исключительное разнообразие и одновременно уникальность здешней природы, экзотичность горных ландшафтов, которые могут поспорить с наиболее живописными уголками многих национальных парков мира, обилие археологических и исторических памятников ставят крымские перевалы в один ряд с самыми выдающимися мировыми достопримечательностями. Это обстоятельство, кстати, было подмечено еще в 1785 году одним из первых отечественных естествоиспытателей и путешественников, академиком К. И. Габлицем, которого поразило многообразие и великолепие природы Горного Крыма. “В редких странах света, может быть, можно найти столько разных совокупленных вместе совершенств, - писал Габлиц, - как в сей горной здесь полосе...”.

В Горном Крыму, как и в других горных странах мира, перевалы во все времена играли очень важную, поистине стратегическую роль. По ним проходили пути сообщения, ведущие из прохладных, тенистых долин северных склонов гор на солнечное, согретое дыханием теплого моря, Южнобережье. Здесь, под перевалами, рождаются прозрачные, как хрусталь, крымские реки, сосредоточены обширные лесные массивы - хранители и накопители такой драгоценной для полуострова влаги. Практически все крымские перевалы являются интереснейшими природными памятниками, которые сформировались в весьма специфических географических условиях, на самом стыке умеренных и субтропических широт, на крайнем юге Украины и всей Восточной Европы. Наконец, в неизмеримо далекое прошлое уходит корнями история освоения перевалов Крыма людьми: среди зелени лесов и отвесных скал тут и там угадываются руины древних сооружений - могильники и святилища, храмы и укрепленные крепости…

Перевалы Горного Крыма бережно хранят память о многих событиях и людях прошлого. Когда-то, два столетия назад, этими крутыми тропами прошли “открыватели земли крымской” российские академики В. Ф. Зуев, К. И. Таблиц и П. С. Паллас (учитель Зуева), вписавшие первые страницы в историю отечественных географических исследований полуострова. Именно здесь, в путешествиях по перевалам Горного Крыма, черпали творческое вдохновение выдающиеся поэты и писатели — А. С. Пушкин и Леся Украинка, А. С. Грибоедов и М. М. Коцюбинский. В 1774 году, обороняя подступы к Ангарскому перевалу от вторжения турецкого десанта, получил тяжелое ранение в глаз будущий великий полководец, победитель Наполеона Бонапарта, а в то время - совсем еще молодой подполковник М. И. Голенищев-Кутузов.

Киммерия... Таврика... Готия... Страна Дори... Волшебная мелодия давно забытых, неведомых имен Горного Крыма в далеком прошлом навсегда умолкла вместе со своими создателями. Нет, наверное, числа племенам и народам, прошедшим в древности перевалами Горного Крыма. Закройте на миг глаза, прислушайтесь к тишине, и словно из густой, непроглядной тьмы веков ветерок донесет надрывный скрип тяжелых повозок, разбойничий посвист стрел, лязг мечей — многоголосое эхо времен...

Интересно, кто он был, первый покоритель крымских перевалов? Об этом, конечно, можно только гадать...

Может быть, охотник из каменного века, в немом восхищении застывший над бескрайней чашей Черного моря, или таврский скотовод, гнавший через перевалы на летние пастбища свои стада, или многоопытный эллинский воин, осторожно ступавший потертыми сандалиями по тропам неведомой северной земли?..

Не будет, однако, преувеличением сказать, что история освоения перевалов Горного Крыма людьми насчитывает по крайней мере десятки и даже сотни тысяч лет. Это вполне понятно: “Вертикальный мир гор, — по образному выражению профессора Н. А. Гвоздецкого, - должен был явиться мощным катализатором эволюции вообще и, в частности, человеческого общества и культуры... ”.

Многочисленные находки каменных орудий труда и охоты - кремневых остроконечников, ножей и скребков - на некоторых перевалах и горных плато - яйлах свидетельствуют о том, что еще 50—100 тысяч лет назад, в эпоху палеолита и Великих оледенений, эти места уже не только посещались, но и уверенно обживались людьми. Даже сейчас, тысячелетия спустя, у дорог и троп, ведущих через перевалы, можно наткнуться на остатки массивных таврских сооружений - укреплений и могильников, ветретить грубые обломки античных амфор и изящной византийской керамики. А сколько еще нераскрытых тайн хранят горы!

Археологи, например, не без оснований полагают, что где-то здесь, через один из перевалов Ай-Петринской яйлы, пролегала знаменитая военная дорога римлян - Via militaris, соединявшая античный полис Херсонес и расположенное на мысе Ай-Тодор укрепление Харакс. А богатейшие находки на языческом святилище у перевала Гурзуфское седло, сделанные в 80-х годах прошлого века?!

Древние обитатели горной части полуострова и Южнобережья, конечно же, хорошо поняли и по достоинству оценили исключительно важное, можно сказать, ключевое значение перевалов.

В историческом прошлом практически все горные проходы через Главную Крымскую гряду были серьезно укреплены: вначале сравнительно невысокими каменными стенами, а позднее небольшими крепостями (исарами, как их именовали в Крыму), для защиты благодатного Южнобережья от кочевников, которые волна за волной накатывались в Крым из южных степей материка. На многих перевалах до сих пор сохранились жалкие остатки некогда грозных так называемых “длинных стен”, о которых еще в VI веке сообщает Прокопий из Кессарии, придворный историк византийского императора Юстиниана I: “...император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами...”.

В неспокойную эпоху средневековья оборона перевалов была еще более усилена. Под важнейшими горными проходами Главной гряды разместились небольшие крепости, охранявшие подступы к Южнобережью. Руины некоторых древних цитаделей сохранились и до наших дней, позволяя историкам с большей или меньшей степенью достоверности реконструировать сложную систему оборонительных сооружений Горного Крыма в средние века.

С течением времени большинство из древних перевалов Крыма постепенно утратили свое магистральное значение, а неумолимый Хронос навсегда вытер из памяти людей их самые первые имена.

Уже к концу XVIII века основными путями через Главную гряду остались лишь горные проходы Байдар-Богаз, Шайтан-Мердвен и Эльбузлы, по которым были проложены примитивные грунтовые дороги для всадников и небольших повозок. Перевалы стали забываться...

Новый этап в истории крымских перевалов начался сразу после присоединения Крыма к России, в 1783 году (хотя еще в 1774 г., в самом конце 2-й русско-турецкой войны, российские военные топографы уже вовсю занимались “составлением плана горной местности в Крыму”). Это и понятно: экономическое и политическое освоение нового, богатого и щедрого края потребовало, в первую очередь, картосоставительских работ и сооружения надежных дорог через горы к морю.

Уже в 1786 году была предпринята попытка, правда, неудачная, реконструкции старой дороги через перевал Эльбузлы, началось строительство новых магистралей в горах. В XIX веке силами российских военно-саперных батальонов были проложены дороги через многие перевалы Главной гряды: Ангарский (1826 г.), Кокасан-рогаз (1832 г.), Байдарский (1848 г.), Ай-Петринский (1879 г.). До сих пор вызывают искреннее удивление и восхищение искусство и настойчивость военных строителей, проложивших более 100 лет назад, только с помощью кирки и лопаты, сложнейший серпантин дороги через Ай-Петринский перевал, создавших головокружительные изгибы шоссе через перевал Кокасан-Богаз.

... Весьма вероятно, что самые первые упоминания о Горном Крыме и его укрытых облаками перевалах находятся в “Одиссее” гениального древнегреческого поэта Гомера (VIII в. до н.э.):

Там киммериян печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль Он покидает, всходя на звездами обильное небо, С неба ль, звездами обильного, сходит к земле обращаясь; Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

(Песнь 11, стих 15)

Уже гораздо позднее о Главной Крымской гряде напишут “отец истории” Геродот (V в. до н.э.), древнегреческий географ и историк Страбон (I в. до н.э. — 16. н.э.), римский ученый Плиний Старший (I в. н.э.), средневековые арабские географы и европейские торговцы и послы - Ибн-Батутта, Рубрук и Эмидио д'Асколи. Чрезвычайно интересные сведения о природе Крымских гор мы обнаружим в “Книге путешествий” (“Сейахатнаме”) турецкого путешественника и гуманиста Эвлии Челеби (XVII в.).

Первой же систематической сводкой перевалов Горного Крыма является, судя по всему, научный отчет петербургского академика П. С. Палласа (поскольку фотографии в то время не было, в двухлетней экспедиции по Крыму его сопровождал художник X. Гейслер), сделанный им на немецком языке в конце XVIII века по резулътатам “путешествия по южным на- местничествам русского государства”: “...горы Тавриды состоят из высоких хребтов... разделенные и разорванные широкими и узкими долинами... Спуститься... к морю можно только по немногим разрывам в этих грядах, в особенности в западной их части, и по опасным для верховой езды стезям”.

Паллас перечисляет целый ряд перевалов: “Через Скеле, спускаясь в Мухалатку по... лестнице (Мердюен), где лошади спускаются самым трудным горным проходом, со скалы на скалу, как по ступеням лестницы..., по той же долине через Уссунджи..., по обрывистым тропинкам, ведущим в Симеус или Алупку, ...из Кокоз, поднимаясь крутым ущельем на Яйлу, через... Стиле... в Алупку, ...в Алушту по Салгиру, где...по нужде можно проехать на арбах по Альме”, а также “проезжие дороги через горы на берег моря - от Карасубазара в Капскор, в Судаг и Коккоз...”.

Интересно, что путевые заметки и дневники Палласа до сих пор читаются как увлекательный роман или захватывающий детектив. “Я читаю Палласа с одышкой, не торопясь. Медленно перелистываю акварельные версты. Сижу в почтовой карете с разумным и ласковым путешественником... Чтение этого натуралиста прекрасно влияет на расположение чувств, выпрямляет глаз и сообщает душе минеральное кварцевое спокойствие...”, - именно так отозвался о стиле повествования академика-натуралиста мастер изящного слога поэт О.Э.Мандельштам.

Через 40 лет появилась и одна из первых детальных географических карт этого региона — “Карта Южнаго Крыма, принадлежащая къ Крымскому сборнику Петра Кеппена”. Она была составлена и отпечатана по распоряжению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора князя М.С.Воронцова в 1836 году: новые владения Российской империи остро нуждались в документальном картографическом подтверждении. На карте Кеппена, правда, обозначена только малая толика крымских перевалов: Мердвень, Ке- пек-Богаз, Эски-Богаз, Симеиз-Богаз, Малая-Богаз, Гаспра-Богаз, Ставри-Богаз, Кучук-Узень-Богаз, Биюк-Узень-Богаз, Истиля-Богаз, Ак-Чокрак-Богаз, Сарденин-Богаз. Несмотря на то, что ученый проделал, по-видимому, огромную исследовательскую работу, собирая по крупицам информацию о горных проходах, самой информации было, конечно, явно недостаточно...

Уже к гораздо более позднему периоду (1910 г.) относится опубликованный перечень крымских перевалов, который вошел в один из томов “Полного географического описания нашего Отечества”, изданного под редакцией Помощника Председательствующего отделения физической географии Императорского русского географического общества В. П. Семенова-Тян-Шанского (сына знаменитого путешественника). “Во многих местах, — сообщает фолиант, — Яйла прорезана проходами, образовавшимися вследствие размыва ея речками противоположных склонов, имеющих смежные верховья. Эти проходы (по-татарски богазы) служат здесь путями сообщения. Проходов, допускающих езду в экипажах, насчитывают шесть: Байдарския ворота, Яйла Ай-Петри, Кебит-Богаз, Ангар-Богаз, Кок-Асан-Богаз, перевал Эльбузлы. Множество других проходов доступно только для всадников или пешеходов”.

Сегодня, спустя многие годы, с ленивым любопытством рассматривая окружающие дорогу ландшафты из окна уютного троллейбуса, неспешно взбирающегося на Ангарский перевал, мы, пожалуй, и не задумываемся над тем, сколько сил, энергии, инженерного и строительного мастерства потребовало сооружение этой прекрасной дороги и первой в стране (тогда СССР) горной троллейбусной трассы. Ровные и широкие ленты асфальта легко и быстро выносят нас на многие перевалы Главной гряды, незаметно поднимают в горы, и мы подчас абсолютно забываем, что совершаем не просто рядовую загородную поездку, а в общем-то, настоящее горное путешествие...

В XX веке проложены и улучшены шоссейные дороги практически через все наиболее удобные для инженерного освоения перевалы Горного Крыма. Была создана новая прекрасная автомагистраль, связавшая через Ааспинский перевал города Ялту и Севастополь. Заглядывая в будущее, мы уже видим скоростные монорельсовые и канатные дороги, стремительно и беззвучно переносящие нас из предгорий к морю, на Южный берег - трассами для них наверняка еще раз послужат все те же перевалы.

Итак, перевалы Горного Крыма. На Главной Крымской гряде и ее отрогах их насчитывается ни много ни мало - более шестидесяти (!). По сути это целая страна, которая прячется в облаках, укутывающих горные плато Главной гряды Крымских гор, скрывается в густой зелени лесов и терпеливо ждет Вас - своих открывателей. И это вовсе не преувеличение.

Многие из нас еще школьниками с разочарованием усвоили, что на планете больше не осталось “белых пятен”: достигнуты полюса, покорены великие океаны. Мы были еще детьми, когда у нас попытались украсть право на мечту... Но, видимо, именитые авторы учебников географии забыли, что Земля - это не плоская карта из атласа: на ней есть горы! Это огромный труднодоступный “вертикальный мир”, полный тайн и загадок, обещающий неожиданное открытие...

Позвольте, читатель, напомнить высказывание нашего выдающегося современника, норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала: “... в дороге, особенно в дальней и трудной, человек обязательно что-то открывает, если не для науки, то для себя самого (ценность этих открытий мне, например, совершенно очевидна). Он познает красоту земли. Он в полной мере ощущает ее исполинскую силу. Наконец, он открывает собственные, неведомые ранее возможности”.

Мы приглашаем Вас в необычное путешествие - это будет не только полный траверс Главной гряды, основного водораздела полуострова (траверс - последовательное преодоление одной или нескольких вершин, находящихся в одной горной цепи, с подъемом и спуском по разным путям, фактически движение от перевала - к перевалу). Именно так: от перевала - к перевалу, перелистывая страницы этой книги, пройдем и мы по стопам первооткрывателей “Таврического кряжа”, прикоснемся к многочисленным загадкам природы и интригующим тайнам истории, которые вот уже тысячи лет бережно хранят Крымские горы.

И отправляясь в этот путь по дорогам “вертикального крымского мира”, повторим вслед за Хейердалом замечательный призыв: будьте открывателями, дорогие отдыхающие!

 

Формы оплаты путевки в санатории, пансионаты, дома отдыха и отели Крыма

Путевку может купить как организация, так и частное лицо.
Путевку можно оплатить наличным путем или через банк, или Сбербанк

Подробнее о наличной и безналичной оплате >>>

 

 
Главная      |      Все туры      |      О нас  
  Туристическая фирма "ИДНИ"

тел.: (495) 232-94-60 - многоканальный